Космический воробей

29Ноя

Автор: Проект "Космос"


22 апреля со стартовой площадки SLC-41 американского космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал взлетела ракета Atlas-V с многократным беспилотным аппаратом Х-37 на борту. Новый космоплан чуть больше восьми метров в длину и способен вывести на орбиту всего 900 кг полезного груза. Именно он, по замыслам стратегов космической программы США, должен заменить гигантский Space Shuttle. Челнок Х-37, результат совместной работы NASA и компании Boeing, воплощает в себе как последние достижения науки и техники, так и новую идеологию освоения космического пространства — сокращение количества пилотируемых полетов и возрастание роли полностью автоматизированных аппаратов. Space Shuttle В конце 2010 года должен состояться последний полет космического челнока Space Shuttle. Начиная с 1981 года, он 134 раза стартовал из космического центра имени Кеннеди. Первоначально планировалось построить четыре шаттлы, рассчитанные на 100 запусков каждый, и один дополнительный для тестов. На самом деле каждый из пяти построенных челноков совершил гораздо меньше полетов, при этом было потеряно два космических аппарата. Общие затраты бюджета США на программу превысили $ 160 млрд. Разработка многоразового аппарата опиралась на теоретические тезисы о более низкой, чем в одноразовых носителей, стоимость доставки грузов на орбиту, а также возможность возврата дорогостоящих спутников на землю. Однако трудности эксплуатации, аварии и завышенный бюджет заставили NASA прекратить программу значительно раньше, чем был исчерпан ресурс летательных аппаратов. Предыдущая американская многоразовая космическая система Space Shuttle запомнилась не столько многочисленными миссиями на орбите катастрофами челноков «Челленджер» и «Колумбия» с человеческими жертвами. Катастрофа «Челленджера» в 1986 году остановила полеты на два года и нанесла первый, очень сильный удар не только по имиджу программы, но и по бюджету NASA. Авария «Колумбии» в 2003 году фактически поставило крест на использовании системы Space Shuttle. США не желали дальнейшем нести потери от аварий чрезвычайно дорогостоящих аппаратов и гибели астронавтов. Полет многократных орбитальных систем обычно состоит из трех фаз — выход на орбиту, орбитальный полет и управляемый «самолетный» спуск в атмосферу с последующим приземлением. Для вывода спутников на орбиту уже давно нет потребности в пилоте, а возможность беспилотного управляемого спуска в атмосфере и посадки продемонстрировал еще советский аналог шаттла «Буран» в 1988 году. Сегодня же небо просто кишит беспилотными летательными кораблями. При всем уважении к космонавтов и астронавтов должны признать огромные перспективы именно беспилотных аппаратов, не скованных возможностями человеческого организма и не обремененных системами поддержания жизнедеятельности экипажа. Кроме того, существенное снижение массы современных спутников, тотальная миниатюризация электронной фарша, повышение весовой отдачи аккумуляторов и новые материалы снизили требования к грузоподъемности ракет. Сейчас уже нет необходимости выводить на орбиту десятки тонн за один подход, поэтому растет спрос на относительно небольшие и экономичные ракеты класса «Зенит-3SL», используемых в проекте «Морской старт». Фактически, если бы не Международная космическая станция (МКС) и не обслуживание гигантского космического телескопа «Хабло», трудно было бы сказать, чем можно заполнить 30-тонный грузовой отсек системы Space Shuttle. От спутника до «Стрел бога» Одновременно необходимость доставлять грузы на орбиту не исчезла, и NASA необходимо было изобрести новый аппарат для этой задачи. Им и стал многократный беспилотный космоплан Х-37. Подходы, которые лежат в основе нового аппарата, свидетельствуют, что американская космическая промышленность умеет делать выводы не только из собственных неудач, но и по успехам соперника. В отличие от Space Shuttle, снаряженного огромным баком и маршевого двигателя в хвосте самого челнока, новый Х-37 выводит на орбиту мощная ракета-носитель Atlas-V. Космический аппарат просто устанавливают на ракету аналогично «гагаринского» одноразового космического корабля. Atlas-V позволяет выводить на орбиту целый спектр космических аппаратов, отличающихся как габаритами, так и весом. Использование отдельной ракеты для вывода на орбиту космоплан и другого полезного груза делает систему гибкой и универсальной, а также значительно сокращает бюджет проекта и сроки его реализации.

Кстати, на первом уровне ракеты Atlas-V установлен советский двигатель РД-180, разработанный КБ «Энергомаш». Двухкамерный РД-180 — модификация РД-170, использовавшийся на ракете-носителе «Энергия». После неоднократных огневых испытаний этот двигатель получил разрешение на экспорт в США и использование для запуска американских спутников — уникальный для истории освоения космоса случай. Главными заказчиками новой системы Х-37 станут, скорее всего, военные. Об этом свидетельствует крайне бедна информация о проекте в СМИ, отсутствие официальных данных о программе полета и назначение самого аппарата. Но эксперты предполагают, что он может быть оснащен как спутниками коммерческого или научного назначения, так и миниатюрными перехватчиками чужих спутников. Еще один из вариантов нагрузки — «Стрелы бога», кинетическая оружие для разрушения наземной инфраструктуры из космоса. Американский план модернизации ВВС от 2003 года содержит пункты о кинетическую оружие космического базирования, а корпорация RAND выпустила специальный релиз, посвященный преимуществам нового средства уничтожения. Вольфрамовые стержни с теплозащитным покрытием должны отделяться от орбитального лодки, входить в атмосферу и поражать цель за счет невероятной скорости. Дешевизна, точность, безопасность в эксплуатации и совсем небольшой подлетное время между приказом и поражением делают такое оружие очень существенным фактором, способным изменить стратегический баланс сил на планете.

Уникальный аппарат Транспортная система, состоящая из ракеты-носителя Atlas-V и многократного аппарата Х-37, сегодня абсолютно уникальна с большими перспективами развития. В разное время разрабатывали проекты, похожие на Х-37: это и космический челнок «Гермес» Европейского космического агентства, и английский «Хотол» с комбинированным маршевым двигателем. Отдельный разговор — история создания многоразовых космических челноков «Спираль», Бор-4 в Советском Союзе и перспективный лодка «Клипер» в РФ. До появления Х-37 наибольших успехов в реализации программы относительно небольшого многоразового космического корабля достиг СССР в проекте «Спираль», по которому был разработан полноценный план и проведены атмосферные испытания. Однако по разным причинам в космос ни один из этих челноков так и не полетел.

P.S. Популярный отдых: туры в египет из москвы на лучших условиях и по лучшим ценам. Из холодной столицы в лето!


Оставьте свой комментарий

- Имя

- E-mail

- URL

Новости космоса

Можно по почте. Введите ваш email:

Рубрики
Ads